Вводные положения.
Марафон «Умная физкультура» представляет из себя многоэтапный физкультурный праздник, который проводится четвёртый раз, в период с 01.09.2020 по 31.05.2021. Он состоит из этапов подготовки, сопровождающихся двумя контрольными тренировками и двумя контрольными экзаменами со сдачей нормативов, двух соревнований, двух мастер-классов по различным видам спорта, двух эко-походов и трёх тестирований. Участники марафона - дети в возрасте от пяти до семнадцати лет.
Главная задача марафона – сориентировать участников на физкультурный процесс в целом, а не только на результат в отдельных мероприятиях. Каждый участник при таком подходе должен одержать победу по отношению к самому себе, системно улучшая показатели физического развития. Решению данной задачи будет способствовать балльная система оценки на всех этапах марафона, в т. ч. на этапах подготовки (оценка посещения занятий и выполнения заданий и т.д.). С этой целью разработана стато-графическая интернет-платформа «Умная физкультура». Интернет-платформа «Умная физкультура» представляет из себя набор персональных страниц тренеров, участников и команд. Такая структура интернет-платформы позволяет представить динамику результатов марафона по каждому отдельному виду упражнения, а также совокупный результат упражнений как для спортсмена, так и для команды в удобно-воспринимаемом графическом виде. С целью вовлечения новых участников, повышения эффективности и привлекательности проекта на главной странице сайта размещен видеоролик, отражающий сущность проекта.
Визуализация физкультурного процесса и рейтинговая система, разработанные на основе научных подходов и статистических методов, должны способствовать формированию сознательности и активности участников, выявлению их сильных и слабых сторон, специфических физических особенностей, что в итоге, должно способствовать усилению мотивации к систематическим занятиям физической культурой. В конечном счете такой подход должен обеспечить приток в проект новых участников. Если тренировочные программы команд структурированы верно, динамика показателей участников должна прогрессировать и генерировать мотивацию к дальнейшему участию в процессе, если нет - тренеры команд должны произвести необходимые корректировки. По итогам марафона поощряются все участники, что должно сохранить мотивацию к дальнейшему системному физическому развитию. Дополнительной задачей марафона является знакомство участников с системой «ГТО» - реализуется за счет использования в контрольных тренировках и экзаменах тестов и нормативов из системы «ГТО».
Социальная значимость проекта «Умная физкультура»
В последние годы в г. Красноярске в сегментах «массовый спорт», «физическая культура» и «активный досуг» больше внимания стало уделяться формату физкультурно-спортивных праздников. Поддержка таких мероприятий осуществляется как на декларируемом властями уровне, в т. ч. через СМИ, так и в практическом плане. Примерами физкультурно-спортивных праздников в г. Красноярске являются проводимые МАУ Центр спортивных клубов города «Кубок МАУ ЦСК по мульти-спорту», турнир «Футбол поколений», спортивный праздник единоборств «Сибирский медвежонок». Косвенно к формату физкультурно-спортивных праздников можно отнести и деятельность любительских лиг по хоккею, футболу и другим игровым видам спорта.
Характерной чертой перечисленных форм физкультурно-спортивных мероприятий является
ориентация участников на процесс, а не на результат, что, безусловно, является благом и с точки зрения классической педагогики (н., работ Лесгафта), и с позиций выполнения целевых установок государственных программ (н., увеличение доли граждан, систематически занимающихся физкультурой) и развития полноценного человеческого потенциала. Тем не менее, сам физкультурный процесс, в т. ч. на этапах подготовки участников к мероприятиям, недостаточно отслеживается, представляя собой «черный ящик» с набором неизвестных. При этом, к сожалению, как и в спортивных школах, наиболее значимым критерием оценки качества физкультурно-спортивного процесса являются места, занимаемые участниками на мероприятиях!
На наш взгляд, необходимо повысить качество физкультурного процесса на всех его этапах за счет внедрения принципа активности и сознательности, налаживания прозрачной коммуникации между всеми его участниками (принцип интерактивности) посредством IT технологий и научных подходов, а также прозрачной оценки эффективности тренировочных программ.
Предлагаемый в рамках проекта методологический подход (визуализация физкультурного процесса, его интерактивность и научная основа), в рамках которого создается инструмент управления мотивацией (интернет- платформа «Умная физкультура») имеет перспективу масштабирования и глубокий социальный эффект. В частности, он может быть использован для оценки эффективности физического развития не только в общественных физкультурно-спортивных организациях, но также и в государственных спортивных школах и образовательных учреждениях. Многолетнее портфолио общефизического развития участников проекта может быть небезынтересно ведомственным учреждениям при проведении профотбора.